Кяжина Екатерина о своём прадедушке Александре Васильевиче Белякове

«Здравствуй, дорогой прадедушка Александр. Это пишет тебе твоя правнучка Катя. Я не видела тебя живым, знаю только по рассказам мамы, фотографиям, по твоим книгам. Мама очень интересно рассказывала о тебе. О том, как ты летал на самолетах, был спортивным, закаленным, не курил и был примером для подражания, как ты участвовал в Великой Отечественной войне. А еще о том, что ты был замечательный дедушка, очень добрый, внимательный и подолгу с мамой разговаривал обо всем на свете.

Александр Васильевич Беляков

Александр Васильевич Беляков

Недавно по телевизору показывали фильм про первые перелеты через Северный полюс. Для меня было неожиданно узнать, какие неудобства и неприятности испытывали летчики в самолете. Я бы хотела познакомиться с тобой. Когда я думаю о тебе, мне кажется, я слышу эхо далекой войны…»

Такое письмо я написала бы своему прадедушке Александру Васильевичу Белякову. Он прожил долгую жизнь, почти 85 лет. В нашей семье мы говорим о нем. Ведь пока мы помним о своих близких, они продолжают жить в наших сердцах.

Начало Великой Отечественной войны застало моих бабушку и прабабушку в Москве. Позднее они уехали в далекую эвакуацию. Тяжелые условия, недоедание, частые ангины с осложнениями – все это, как эхо войны, потом догнало мою бабушку и спустя много лет стало причиной ее преждевременного ухода. А вот прадедушка А.Беляков еще осенью 1940 года был назначен начальником 1-ой высшей Рязанской авиационной школы штурманов. Он так писал в своем письме:

«Ясным было и для меня: надо торопиться с подготовкой кадров, готовиться к схватке с врагом».

Организацию школы пришлось начинать с нуля: строить казармы, столовую для летчиков, жилые дома, расширять аэродромы. Разместить надо было более 5000 человек: летчиков, штурманов, механиков, преподавателей. Казалось, для решения всех задач нужны были героические меры.

Александр Васильевич Беляков участвовал в беспосадочных перелетах из Москвы на Дальний Восток и из Москвы через Северный полюс в Америку

Александр Васильевич Беляков участвовал в беспосадочных перелетах из Москвы на Дальний Восток и из Москвы через Северный полюс в Америку

Но как видно, героического в характере прадедушки было достаточно. В 1936-1937 годах он в составе экипажа В.П.Чкалова участвовал в беспосадочных перелетах из Москвы на Дальний Восток и из Москвы через Северный полюс в Америку. 63 часа в тесной кабине одномоторного самолета, когда от нехватки кислорода летчики теряли сознание, а температура в самолете была близка к нулю. За участие в этих перелетах прадедушка получил звание Героя Советского Союза и был награжден золотой звездой.

Так что работа закипела, к зиме строительство было полностью закончено, и уже 1 января 1941 года в Рязанской школе начались занятия и полеты. «Начальник авиашколы должен летать не хуже своих учеников», — так считал прадедушка и регулярно летал на различных типах самолетов. Особенно полюбил он самолет Ил-4 (авиаконструктора С.В. Ильюшина). Именно на этих самолетах 7 августа 1941 года морские летчики нанесли бомбовый удар по Берлину. Двое из них позже тоже работали в Рязанской школе. После этого налета берлинские газеты писали, что Берлин бомбардировала английская авиация. Но англичане это опровергли. Над Берлином в августе 1941 года летали наши самолеты.

Александр Васильевич Беляков обладал героических характером

Александр Васильевич Беляков обладал героических характером

Еще до начала войны многие были уверены, что в случае нападения наша авиация нанесет сокрушительный удар по немецким войскам, и исход войны будет решен в короткие сроки. К сожалению, реальное положение дел в начале войны оказалось совсем иным. Наша армия отходила с тяжелыми оборонительными боями. В Рязанскую школу все прибывали и прибывали летчики и техники. Шла напряженная работа по подготовке истребительных полков, полков дальних бомбардировщиков. Все экипажи обучались полетам ночью и в сложных метеорологических условиях. Немецкая авиация не раз бомбила аэродром в Рязанской школе, были раненые и убитые. Все долгие военные годы работа продолжалась и ночью, и днем. В 1944 году, наконец, удовлетворили просьбу прадедушки о переводе его в действующую армию. Несмотря на то, что исход войны был уже определен, немцы продолжали сопротивляться как фанатики. В последнюю зиму войны, в Германии стояли тридцатиградусные морозы, в Берлине царила паника. Сюда направлялись тысячи беженцев, а немецкие войска ожесточенно сопротивлялись, стремясь не допустить наши войска в столицу. Отступая, они взрывали взлетно-посадочные полосы, что конечно осложняло работу нашей авиации. Тогда впервые для взлета и посадки самолетов стали использовать прекрасные немецкие автострады. Прадедушка участвовал в Висло-Одерской, а затем в Берлинской операции в составе 2-й воздушной и 16-й воздушной армии, за что был награжден орденом Отечественной войны I степени. Эта семейная реликвия хранится у нас.

Александр Васильевич Беляков прожил долгую жизнь, почти 85 лет

Александр Васильевич Беляков прожил долгую жизнь, почти 85 лет

До конца своей жизни прадедушка не мог забыть героические военные годы. Незабываемым был Парад победителей в Москве, в котором он принимал участие. А Рязанская школа летчиков существует и в наше время. Называется она Центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации. Несколько лет назад там был поставлен памятник моему прадедушке. И это тоже эхо войны…

Беляков Александр Васильевич

Беляков Александр Васильевич

О своем герое рассказала Кяжина Екатерина, 6 класс, ГБОУ Гимназия № 1520 им. Капцовых
Источник — «Бессмертный полк — Москва»

Поделиться записью
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •