«Героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 250 дней, сорвала пресловутое «весеннее наступление» гитлеровцев»

Жданов Алексей Петрович родился 21 февраля 1914 года в селении Никита Ялтинского района Крымской АССР. Его отец-Петр Родионович Жданов (12.07.1886-12.01.1969 гг.), родом из села Березовец Курской губернии (ныне-село Березовец Поныровского района Курской области), приехал накануне Первой мировой войны в Крым, где окончив специальное училище виноградарства и виноделия при Никитском ботаническом саде, прошел трудовой путь от ученика виноградаря до главного виноградаря виноградарско-винодельческого комбината «Массандра»; мать – Анна Яковлевна Жданова (1894-1947 гг.), домохозяйка. У его родителей было четверо сыновей: Алексей, Дмитрий, Николай и Александр. Алексей Петрович-старший из них. Семья его отца проживала в поселке Магарач Ялтинского района.

Алексей Петрович начал трудиться рабочим на виноградарско-винодельческом комбинате «Магарач», где виноградарем работал его отец. В 1934 году Алексей Петрович женился — его женой стала Раиса Моисеевна Жданова, работавшая до замужества секретарем директора Никитского ботанического сада. В 1935 году у них родился сын Юрий, а в 1940 году — дочь Лариса.

Жданов Алексей Петрович

Жданов Алексей Петрович

После призыва в армию Алексей Петрович проходил военную службу в Военно-морских силах, а затем в Военно-воздушных силах Черноморского Флота, сначала в Севастополе, а затем в Одессе.

Накануне Великой Отечественной войны Алексей Петрович Жданов служил в 82-й отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи Военно-воздушных сил Черноморского Флота (82-й Отдельной МРАЭ ВВС ЧФ), созданной в 1940 году на базе 3-й авиаэскадрильи 119-го авиационного разведывательного полка (119-го АРП). В том же году эскадрильи было присвоено обозначение 82 ОАЭ-Дунайской.

82-я Авиаэскадрилья, являвшаяся самостоятельной боевой единицей, базировалась в юго-восточном районе Хаджибейского лимана, в семи километрах от города Одессы. В боевом составе эскадрильи были три авиационных отряда и звено управления. Каждый отряд состоял из двух звеньев, в каждом звене было по три самолета. На вооружении всех звеньев находились самолеты МБР-2 (морские ближние разведчики). Всего в эскадрильи был 21 самолет МБР-2. Экипаж самолета состоял из трех человек: летчика, штурмана и стрелка-радиста.

Жданов Алексей Петрович с боевыми товарищами

Жданов Алексей Петрович с боевыми товарищами

МБР-2-это одномоторная летающая лодка, имевшая скорость до 240 километров в час, вооруженная двумя установленными на турелях пулеметами ШКАС и способная нести на наружных держателях под крылом бомбовую нагрузку до 600 кг. Его дальность полета — около 800 километров.

Одномоторная летающая лодка МБР-2

Одномоторная летающая лодка МБР-2

За время войны эти самолеты показали высокую надежность, живучесть в бою и неприхотливость в эксплуатации. Эти небольшие, легкие, тихоходные, не защищенные броней гидросамолеты, предназначенные для ведения ближней разведки, сопровождения своих и уничтожения вражеских подводных лодок, заслуженно называли «тружениками моря» и «морскими корсарами».

Командиром 82-й авиаэскадрильи был назначен капитан Иван Трофимович Чебаник (1910-1942); начальником штаба эскадрильи и первым заместителем командира эскадрильи — старший лейтенант Николай Иванович Климовский; штурманом эскадрильи — Михаил Михайлович Данилевский (1917-2002); заместителем командира эскадрильи по летной подготовке — капитан Яков Герасимович Князев; начальником связи эскадрильи — лейтенант Алексей Петрович Жданов.

Жданов Алексей Петрович с боевыми товарищами

Жданов Алексей Петрович с боевыми товарищами

Накануне первого дня войны эскадрилья участвовала в военных учениях, проводившихся на Черноморском флоте, все воинские подразделения которого находились в состоянии повышенной боевой готовности.

В течение всей войны летчики морской разведывательной эскадрильи, кроме ведения разведки, наносили удары по морским базам и транспортам противника. Морская авиация оказалась наиболее результативным мобильным и универсальным родом сил Военно-Морского Флота, она могла поражать любые морские и береговые цели. Ни одна боевая операция флота не разрабатывалась без участия морской разведывательной авиации, полученные ею сведения считались важнейшими при разработке планов боевых действий.

Алексей Петрович Жданов, как и другие летчики эскадрильи, совершал дневные и ночные боевые полеты и, кроме того, был начальником связи эскадрильи. Жены и дети летчиков жили в первые дни войны недалеко от гарнизона. Своим близким присутствием они были крепкой моральной поддержкой летчикам, сражающимся с врагом.

Жданов Алексей Петрович с сослуживцами

Жданов Алексей Петрович с сослуживцами

Враг упорно рвался к Одессе. В конце июня 1941 года его отдельные самолеты-истребители налетали на аэродром 82-й ОАЭ и обстреливали аэродром и казармы. Героическая оборона Одессы продолжалась 73 дня (с 5 августа по 16 октября 1941 года). Город стоял насмерть. Так как в августе 1941 года противнику удалось уже очень близко подойти к акватории Хаджибейского лимана, семьям стало опасно находиться около гарнизона, и они были эвакуированы. Семью Алексея Петровича тоже эвакуировали — в Севастополь. Эскадрилья продолжала сражаться, находясь сначала на Хаджибейском лимане, а затем перелетела на озеро Донузлав, расположенное западнее города Евпатории.

20 октября 1941 года эскадрилья полностью перебазировалась в Севастополь, в бухту Матюшенко, расположенную на Северной стороне города, в большой севастопольской бухте, недалеко от входа в нее. Семьи летчиков, в том числе и семья Алексея Петровича, жили недалеко от гарнизона эскадрильи. Накал боевых действий в Севастопольском оборонительном районе с каждым днем нарастал. Летчики 82-й эскадрильи ежедневно совершали по несколько боевых вылетов. Героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 250 дней (с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года), сорвала пресловутое «весеннее наступление» гитлеровцев. Противник потерял здесь около 300 тысяч солдат убитыми и ранеными.

Из-за крайне опасного положения, сложившегося в Севастополе, семьи летчиков снова эвакуировали, на этот раз на черноморское побережье Кавказа — в город Геленджик. Здесь, на Толстом мысе геленджикской бухты, был подготовлен новый аэродром для морской авиации, а эскадрилья продолжала боевые полеты из Севастополя. После перебазирования в Геленджик авиаэскадрилья продолжала полеты с целью разведки и уничтожения транспортов, береговой обороны, живой силы и техники на переднем крае и в тылу противника, оказывала помощь крымским партизанам, сбрасывая им с воздуха оружие и продукты.

В конце 1942 года 82-я авиаэскадрилья базировалась на озере Палеостоми около города Поти. Кроме ведения разведки, самолеты авиаэскадрильи охраняли с воздуха наши боевые корабли и конвои от подводных лодок противника на подходах к военно-морским базам, а также систематически патрулировали 40-мильную прибрежную полосу, сопровождали на переходах морем наши крупные конвои.

Кроме отечественных самолетов МБР-2 в эскадрильи с 1943 года появились Двухмоторные самолеты «Бостон», поступавшие на вооружение советских ВВС по ленд-лизу из США. У этих самолетов скорость была до 520 километров в час, дальность полета-около тысячи километров, они имели пушечное и пулеметное вооружение и могли нести бомбовую нагрузку до двух тонн.

Двухмоторный самолёт «Бостон»

Двухмоторный самолёт «Бостон»

Немецко-фашистские войска, захватив Крым, рвались на Кавказ с западного и северного направлений, а также с моря. 82-я эскадрилья активно участвовала в обороне Кавказа, защищала с воздуха порты базирования нашего Военно-Морского флота, прикрывала наши морские транспорты, бомбила фашистские морские транспорты и сухопутные войска. Во время наступления наших войск эскадрилья в операциях по освобождению Кавказа, Керчи, Севастополя, всего Крыма и Одессы наносила удары по скоплениям живой силы и техники противника, срывала эвакуацию его войск.

После освобождения Крыма в мае 1944 года эскадрилья перебазировалась в город Евпаторию и отсюда наносила удары по отступающему по территории стран Европы противнику, вплоть до окончательной победы над ним.

Опыт этой войны очень убедительно показал, что успех боевых операций зависит, прежде всего, от того, насколько хорошо и тщательно разведан противник. В победу над врагом своими боевыми действиями внесла весомый вклад и 82-я Отдельная Морская Разведывательная Авиаэскадрилья.

Все 1418 дней Великой Отечественной войны старший лейтенант Алексей Петрович Жданов прошел свой боевой путь в составе 82-й отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи Военно-воздушных сил Черноморского Флота.

За проявленное в борьбе с противником мужество он был награжден:

  • орденом Отечественной войны;
  • орденом Красной Звезды;
  • орденом «Красного Знамени»;
  • медалью «За оборону Одессы»;
  • медалью «За оборону Севастополя»;
  • медалью «За оборону Кавказа»

О своем герое рассказала Татьяна Алесандровна Жданова, директор ГБОУ ЦТР и МЭО «Радость»
Источник — «Бессмертный полк — Москва»

Поделиться записью
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •